5. Образовательные стандарты

ФГОС дошкольного образования

 

       Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

      Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в России в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и  утвержден Приказом  Минобрнауки  России   от   17.10.2013   г.   №   1155   «Об утверждении федерального     государственного        образовательного стандарта дошкольного образования».

       В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой — повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Ключевой принцип стандарта — поддержка разнообразия ребёнка.

       Центральная психодидактическая технология стандарта — это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

   Разработка ФГОС ДО направлена на достижение целей:

  • на повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение  государством равенства возможностей  для каждого  ребенка вполучении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение   государственных   гарантий    уровня    и    качества   дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;
  • сохранение  единства образовательного  пространства Российской   Федерации относительно уровня дошкольного образования.

      Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

     1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

    2) условиями реалтизации основных образовательных программ, в   том  числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    3) результатам усвоения основных образовательных программ.

    Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

    Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Б отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

      Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализации» ФГОС ДО

1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; смотреть 

2)  Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61;

3)  «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года №761;

4)  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв.распоряжением Правительства Российской Федерации 15 мая 2013 №792-р);

5)     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 № 1155; скачать

6)  Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года№ 08-249;скачать

7)  Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;

8)   План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Письмо Минобрнауки России   и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13.01.2014 №08-10); скачать

9) Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»; смотреть