Речевое развитие ребенка

*

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Уже на первом году жизни эмоционально, установленный контакт матери и отца с малышом, развивает его ориентировочный рефлекс на слово. В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слово, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным.

    Слово - это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме.

    Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщенно и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

    Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школе.

   Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.

    Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец.

    В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

   С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.

  Поэтому особое место в совремменом мире занимают толковые словари, задачей которых является объяснение (толкование) значений слов и их употребление в речи.

 Пассивный словарь - слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь взрослого, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы ребёнок привык употреблять их в нужных случаях.

   Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной с взрослым деятельности. Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова. В первом - главным компонентом ситуации выступает предмет. Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки достать предмет. В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляциям. Появляются первые попытки произносительного образа. И малыш произносит требуемое слово - название предмета.

Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками словообразования. Формирование лексических средств зависит от многих факторов: специальных условий, в которых воспитывается ребенок, его речевого окружения, активной речевой практики, а также особенностей возрастного и психического развития.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому

дошкольный возраст рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

 

 

Развитие речи 3х летнего ребёнка

 

  Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000-1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

  На третьем году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые. Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на улицах, в парках и других местах (названия транспортных средств, построек, растений, животных и т.д.).

   Углубление знаний о предметах получает отражения в словаре в виде слов, обозначающих названия частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует (ручка, носик, крышка у чайника; рукава, карман, пуговицы у платья и

т.п.). Формы предметов (шар, кубик, кирпичик). Вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный). Вводятся в активный словарь слова, обозначающие величины, и цвета, а также обозначения физических качеств предметов (теплый, гладкий и т.п.) и их свойств.

Каковые же закономерности речевого развития 3-х летних малышей? При нормальном речевом развитии ребенок может довольно свободно общаться с окружающими. Он задает много вопросов (недаром детей этого возраста называют «почемучками»), сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает стишки и песенки, потешки и считалки.

Дети 3-х лет говорят и развернутыми предложениями, используя простые грамматические формы. Инициатива ребенка в общении зависит от активности взрослого. Используйте любую возможность, чтобы обговаривать с ребенком все наблюдаемое им, все воспринимаемое в окружающей жизни. Обратите внимание, есть ли у малыша потребность в общении с взрослыми, интерес к миру предметов, эмоциональный контакт с взрослыми и со сверстниками, достаточно ли его двигательное развитие, любознателен ли он?

Для развития личности исключительно важно общение. Учите ребенка передавать какое-то сообщение, воздействовать речью на поведение других (ведь именно речью мы что-то разрешаем, запрещаем, высказываем одобрение или порицание), регулировать свои действия и поступки. Ребенок должен научиться сопровождать речью свои действия в игре и в быту, давать словесный отчет о выполненном действии (что я сделал, как я это сделал) и планировать речью предстоящее действие (сначала я буду... потом я возьму... после этого я...) Так постепенно у ребенка формируется речемыслительная деятельность - необходимое условие развития психики.

Исключительно важно, чтобы речь окружающих была четкой, правильной, выразительной, а темп ее не убыстренный. Ребенок 3-х лет склонен к подражанию, в том числе и к речевому. Ведь мы хотим, чтобы ребенок говорил правильно, чисто, красиво? Если взрослые говорят с дефектом, то и ребенок будет воспроизводить этот дефект, ведь речь, как и многое другое, ребенок усваивает подражательно. Не подлаживайтесь под детскую речь, не сюсюкайтесь с ним. Личным примером приучайте ребенка к правильной, красивой речи. Запомним, что влияние взрослого во всем - решающий фактор развития малыша.

Дети проявляют повышенный интерес к новым словам, занимаются словотворчеством, у них развивается «чувство языка». От ситуативной речи в форме разговора, диалога ребенок все больше переходит к развернутой связной речи, носящей характер монологов и все больше выходящей за пределы данной ситуации.

Заботясь о развитии речи ребенка, необходимо давать ему достаточно новых впечатлений, источником которых являются совместные прогулки, кинофильмы, книги, рассказы, самостоятельная практическая деятельность ребенка с вещами и предметами.

  Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. т. е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.

Побуждайте детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Обогащать словарь - названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названиями деталей предметов (рукава, воротник у рубашки; колеса и кузов у машины). В играх учите детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек.

Речевые игры являются незаменимым средством в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста.

учитель-логопед: Баталова Н.С.