Консультация для родителей Ямпольская Татьяна Анатольевна

Консультация для родителей «Концерт для фортепиано»

Всё, что связано с детством Вольфганга Амадея Моцарта, плохо умещается в педагогические рамки. Ясно почему – ведь никто раньше не сталкивался с подобными чудо-детьми. Никто и никогда! Это был дар свыше, непонятный и загадочный. Можно представить себе, как не просто было воспитывать такого сына его родителям. Особенно отцу, учителю музыки, хорошему музыканту и композитору Леопольду Моцарту. Поэтому вряд ли можно всерьёз осуждать Моцарта-старшего за его, с точки зрения сегодняшнего дня, «непедагогическое»поведение, когда он организовал по всей Европе концерты совсем маленького 4-летнего Вольфганга и 6-летней дочки, его сестры, концерты, оказавшиеся слишком утомительными для маленьких музыкантов. Повторяем, никто раньше не знал, как воспитывать таких детей. Да и сейчас, честно говоря, мало кто знает. И всё же, как минимум, одна удивительная история , произошедшая с самым великим вундеркиндом всех времён и народов, представляет явный педагогический интерес.

         Однажды, когда Вольфгангу было 3,5 года, папа пришёл с работы и увидел необычную картину: сынок сидел за столом и что-то энергично писал чернилами на нотном листе. Малыш так был увлечен своим занятием, что даже не заметил прихода отца. Он перепачкал в чернилах всё, что только можно было перепачкать: одежду, руки и лицо, стол. Даже пол вокруг стола был залит чернилами. Огромные чернильные кляксы покрывали и уже исписанные нотами листы, разбросанные по всему столу.

-         Что делаешь, сынок?- удивился папа.

-         Пишу концерт для фортепиано.

-         Можно посмотреть?

-         Да, можно.

Леопольд взял уже исписанные листы, долго всматривался в ноты, проступавшие из-под чернильных клякс и помарок, и был потрясён до глубины души. Его крошечный сынок написал концерт по всем правилам композиторской техники. Более того , темы концерта были оригинальные, собственного сочинения. Невероятно! Удивительно! Сказке подобно! «как он мог это написать?» - изумлённо спрашивал себя Моцарт –старший. Ведь его никто не учил. Как будто рукой малыша водила рука Бога.»

 - «Молодец! – похвалил Вольфганга папа. – ты написал очень хорошую музыку.» потом он начисто переписал концерт и сыграл его. Это было первое произведение будущего великого композитора.

Нам есть чему поучиться в этой ситуации у Леопольда Моцарта. Он не отругал сына за испачканные пол и одежду. Не выбросил покрытые кляксами листы нотной бумаги в мусорное ведро. Напротив, он бережно собрал нотные листы и переписал их начисто и похвалил малыша. Всегда ли мы так внимательно и с уважением относимся к творчеству наших детей, не обязательно музыкальному? Вот несколько примеров.

Шестилетняя Ирочка выстроила красивый узор из кубиков на полу, а мама разбрасывает кубики и ругает дочку: «Что ты весь пол заняла? Негде пройти!»

Пятилетний Серёжа бьёт по клавишам и что-то напевает. Он сочинил песню и пытается сам себе сыграть аккомпанемент. «Прекрати сейчас же! Хватит шуметь! Займись каким-нибудь делом»,- прогоняет его от инструмента папа.

Так мы, сами того не сознавая, зарываем талант ребёнка в землю. Тушим маленькие, ещё совсем слабенькие искорки зарождающегося детского творчества. Искорки, которые могли бы разгореться в пламя. Могли бы сделать талантливого ребёнка талантливым взрослым!