Баланс этого сайта близок к отключению услуги !!!


«Руководителям»


Единая Касса

Пополнить Баланс этого сайта через Единую Кассу

Cумма пополнения *



Смотрите Видеоинструкцию по пополнению баланса

Информационно-образовательная среда как условие достижения нового качества образования

Информационно-образовательная среда  как условие достижения нового качества образования

Можно без преувеличения сказать: будущие поколения столкнутся с необходимостью адаптироваться к новой социальной среде, где не

материя и энергия, а информация и научное знание станут основными факторами, определяющими стратегический потенциал общества и

перспективы его развития.

Из меморандума  ЮНЕСКО «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании», 2005 г

Мы  живем  в информационном обществе, и наша деятельность осуществляется   в информационном пространстве, откуда   случайно или целенаправленно мы получаем   информацию. Информационное  пространство представляет собой одновременно и объективную и субъективную реальность – объективную, потому  что существует независимо от нас, субъективность  же проявляется в том, каким образом мы  воспринимаем, осознаём, перерабатываем  и представляем полученную информацию.

Часть  информационного пространства, ближайшее внешнее к человеку информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность человека,   составляет   информационную  среду. Если эта деятельность является образовательной, то речь идёт об информационно – образовательной среде (ИОС).    

Информационно-образовательная среда (ИОС) -  это   основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная

среда, реализующая едиными технологическими средствами и  взаимосвязанным содержательным наполнением качественное  информационное обеспечение всех участников образовательного процесса. 

Требования к информационно-образовательной среде   являются  составной частью  ФГОС.  В стандарте  дано следующее определение ИОС:

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Определение ИОС О.И.Соколовой (pedagogika/andreev/andreev9.html) наиболее соответствует  современному её понятию, считает автор пособия Академии АйТи Коротенков Ю.Г.: «Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента».

Назначение ИОС, так же, как и всей образовательной среды, в обеспечении достижения целей образования, в первую очередь – достижение нового качества образования.  Но  на уровне ИОС эта  цель  приобретает определенную специфику и форму реализации. Общее название этой специфики – информационная. Информация стала главным достоянием человечества, постоянно  увеличивается ее объем и, следовательно, роль и значение. Соответственно этому образование все более становится информационным и по содержанию, и по форме. Как следствие, повышается роль ИОС, ее объем и содержание, изменяется форма ее информационно-образовательного воздействия.

Можно говорить о разных уровнях ИОС: Единая ИОС в масштабах государства, региональные ИОС, муниципальные ИОС, ИОС ОУ, личные ИОС участников образовательного процесса. Сегодня развитие единой ИОС  государства происходит большей частью стихийно, поэтому возникла необходимость разработки нормативного документа, который бы определил цели, задачи, направления  функционирования единой образовательной среды. Таким документом стал проект «Концепции  развития единой информационной образовательной среды  в Российской Федерации», разработанный в 2013 г

В  проекте  общая информационная образовательная система  определена  как   система  электронных образовательных ресурсов, информационных образовательных  сервисов, средств, технологий, созданная на общей программно-аппаратной  платформе, которая обеспечивает подключение и использование электронных ресурсов и сервисов в образовательных целях, эффективное обучение и  социализацию участников образовательного процесса, охватывает  педагогических работников, обучающихся, родителей (законных  представителей) и прочие роли, служит интегрированной средой для всех  участников образовательного процесса.

При этом под информатизацией  понимается  широкое использование информационных и  коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества и человека; под  информатизацией  образования –широкое использование в процессе  образования (обучения и воспитания) информационных образовательных систем  и элементов электронного обучения, дистанционных образовательных  технологий, методов сбора, обработки, передачи и хранения информации в  сфере образования на базе передовых информационных сервисов, создание и  использование единой информационной образовательной среды.

Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу.

Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем:

  • Информационно-образовательных ресурсов
  • Компьютерных средств обучения
  • Современных средств коммуникации
  • Педагогических технологий

Основное содержание ИОС составляют информационно-образовательные ресурсы  – ИОР, в том числе электронно выраженные ИОР: электронно-образовательные ресурсы - ЭОР. Именно состав этих ресурсов определяет степень полноты и объектной насыщенности ИОС. Если информатизация образования  является главным производителем ИОР и ЭОР или действует от лица  их производителей, то ИОС – их потребителем и действует от лица потребителя (субъекта образования), является посредником их отношений. Поэтому для ИОС приобретает особую важность проблема идентификации ИОР и ЭОР как предметов хранения, передачи,  широкого (открытого) распространения.

Как и сама ИОС, ее образовательные ресурсы, ИОР, ЭОР являются специализированными и специфическими. ИОР – это информационный ресурс, предназначенный для образования и образовательный ресурс, имеющий информационное выражение, следовательно, это информационно-образовательный ресурс. То есть ИОР определяется своим образовательным содержанием и информационной формой.

Таким образом, информационно-образовательный ресурс характеризуется как универсальное стандартное (соответствующее Государственному образовательному стандарту) учебное средство с открытой сферой применения, которое является: содержательным, деятельностным и методическим выражением знаний об окружающей действительности, способах деятельности и порядке взаимодействия, о социокультуре общества; направленным на формирование образовательной компетентности;  оформленным в полном соответствии с порядком документирования.

Компьютерные средства обучения представлены сегодня не только компьютерами и интерактивными комплексами (интерактивными досками), но и  мобильными классами, планшетами, электронными лабораториями.

Современные средства коммуникации включают в первую очередь средства и сервисы Интернета: электронная почта и скайп, блоги, форумы, чаты, вебинары,  возможности социальных сетей, а также возможности видеоконференцсвязи, реализуемые с помощью специального оборудования.

Педагогическими  технологиями, способствующие созданию современной ИОС, в первую очередь будут ИКТ-технологии, дистанционные образовательные технологии, проектные технологии, которые способствуют развитию навыков сетевого взаимодействия, работы с электронными ресурсами, формируют информационные  и коммуникативные компетенции и учителя, и ученика.

Каждое ОУ сегодня формирует собственную ИОС, которая является частью информационно – образовательной среды муниципалитета.

Информационно-образовательная среда, формируемая на уровне муниципалитета, должна отвечать    ряду требований, среди которых: многофункциональность, целостность, модульность, многоуровневость.

Многофункциональность означает, что информационно-образовательная среда муниципалитета  выполняет  различные  функции:

  1. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка, хранение и использование учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев уроков и внеурочных мероприятий, дидактических материалов и т.д.)
  2. Создание баз данных образовательного учреждения, включающих результаты мониторинга качества образовательного процесса, электронные дневники учащихся, электронные журналы. Это необходимо для внешней и внутренней оценки деятельности школы, обоснованного принятия управленческих решений.
  3. Педагогическое сопровождение процесса обучения учащихся (предоставление материалов уроков, дополнительной информации для  всех участников образовательного процесса, дополнительных материалов для подготовки к контрольным работам, тестам ЕГЭ и ГИА и т.д.). Организация дистанционного обучения детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать учебное заведение или желающих заниматься дистанционно.
  4. Организация виртуального общения членов коллектива образовательного учреждения (на форумах с родителями учеников, педагогов друг с другом, с учащимися, учеников друг с другом). Возможности информационно-образовательной среды направляются на привлечение родителей к образовательному процессу школы, повышению их культуры в области воспитания, обсуждения и решения важных проблем в жизни школы.
  5. Накопление и распространение педагогического опыта. Повышение квалификации педагогов.
  6. Связь с общественностью, формирование положительного имиджа школы (сайты школ).

Центрами информационно-образовательной среды школы являются ее сайт, библиотека, в том числе, и электронная, различные средства школьной  информации (школьные газеты, журналы, стенды). Центры информационно-образовательной среды выполняют, помимо общих информационных функций, функции навигационные, т.е. ориентируют потребителей информации в процессе поиска необходимой.

Сайты всех ОУ нашего города сегодня объединяет  Образовательный портал города Белово.

Результатом процессов информатизации ОУ сегодня  стало создание информационно – образовательных систем школ, которые сегодня не должны развиваться бессистемно, складываться хаотически, требуют  чёткого управления и создания благоприятных условий для формирования.

ИОС ОУ должна отвечать требованиям, изложенным  в Стандарте:

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности».

Возникает потребность в планировании  процесса формирования  ИОС, так как стихийно складывающаяся ИОС не позволяет эффективно реализовать цели образования. Каждое ОУ должно управлять процессом развития ИОС на основе следующих принципов:

  •  последовательность – деятельность по формированию ИОС осуществляется поэтапно, на основе разработанного в ОУ плана;
  • системность – деятельность осуществляется в системе по всему комплексу направлений (техническому, организационному, методическому, ресурсному), так, чтобы каждый шаг по совершенствованию информационно-технической основы приводил к повышению качества всей образовательной системы;
  • открытость – планирование и организация деятельности по формированию ИОС осуществляется с привлечением всех категорий участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей) и социальных партнёров;
  • технологичность – интегрируемость в существующую информационную среду и образовательную инфраструктуру, предупреждение возникновения риска несовместимости разных типов программно-аппаратных средств;
  • информационная безопасность – обеспечение защиты конфиденциальной информации и авторских прав.

 Основными  этапами  формирования ИОС являются: 

  • аналитический – анализ уровня развития образовательной среды и уровня информатизации ОУ, анализ и оценка условий, ресурсов (кадровых, технических, финансовых), разработка нормативно-правовой базы (продукты - структурные схемы образовательной и информационной сред ОУ с описанием, предложения/идеи по формированию/развитию ИОС в ОУ);
  • прогностический – разработка концепции формирования ИОС, модели ИОС, программы /плана формирования ИОС (продукты - концепция и модель ИОС, положение об ИОС, программа и план-график формирования ИОС);
  • технологический – реализация программы /плана формирования ИОС, организация мониторинга и оценки качества функционирования ИОС (продукты - информационно-аналитический отчёт, результаты мониторинга и оценки качества, перспективная программа совершенствования ИОС). 

Формирование ИОС осуществляется с учётом требований ФГОС НОО, ООО, специфики  ступеней  образования, сложившейся инфраструктуры образовательной деятельности, своеобразия уклада жизни общеобразовательного учреждения, основных положений программы развития учреждения.

  Основные направления деятельности по формированию ИОС: 

  • организационное – создание организационной структуры (службы, совета, центра), обеспечивающей создание, поддержку и развитие ИОС, создание нормативно-правовой базы;
  • методическое - подготовка педагогов и специалистов для работы с использованием ресурсов ИОС, последовательное повышение квалификации, совершенствование методической работы;
  • техническое - техническое и технологическое обеспечение функционирования ИОС;
  • «ресурсное» - разработка и поддержка информационно-образовательных ресурсов, размещение и сохранение материалов, созданных в рамках образовательного процесса. 

Одним из направлений, которое  помогает  становлению современной ИОС образовательного учреждения, является реализация ст. 16 « Закона об образовании»  о внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»

В апреле 2013 г опубликован  проект  приказа об утверждении порядка  применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,  электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при  реализации образовательных программ. Таким образом, каждое образовательное учреждение сегодня вправе использовать дистанционное обучение для повышения доступности образования и повышения его качества.

В нашем городе работа по внедрению ДОТ и ЭО началась в 2012 г, когда  образовательные учреждения города Белово МБОУ СОШ № 8, 16, 14, 37, 24, 19   получили оборудование для проведения видеоконференцсвязи, при этом в МБОУ СОШ № 8 установлен главный экран. Но так как в области не было  сервера, проведение видеоконфенций было невозможно, возможно только точечной подключение между школой № 8 и любой другой.

МБОУ СОШ № 32 получила оборудование для проведения уроков детей – инвалидов с использованием скайпа. 8 обучающихся из разных школ города занимаются  в течение года с преподавателями школы № 32. Обучение учителей школы, мониторинг уроков и методическую поддержку осуществляет Кемеровский Центр Дистанционного обучения

МБНОУ  «Гимназия № 1 города Белово»  в 2011 г получила оборудование для проведения видеоконференций в рамках программы «Гимназический союз России» и в 2012-13 учебном году принимали участие в видеоконференциях, организованных гимназиями России и педагоги гимназии  выступали организаторами видеоконференций.

В каждом из 8 вышеперечисленных  ОУ в начале прошлого учебного года приказом директора ОУ были назначены ответственный за внедрение дистанционного обучения из числа заместителей директора и ответственный за техническое сопровождение процесса из числа учителей информатики, которые составили творческую группу по освоению дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Результатом работы нашей группы за эти полтора года стали: 

  • создание нормативной базы в ОУ по внедрению ДОТ и ЭО;
  • освоение педагогами ОУ дистанционных образовательных технологий: освоение СЭДО Мудл, разработка,  проведение, участие в  дистанционных конкурсах, мероприятиях, в т.ч. с использованием ВКС;
  • обучение педагогов работе с ИД: проведение    городских семинаров, мастер-классов;
  • участие в работе сетевых профессиональных сообществ, прохождение дистанционных курсов, обучение современным педагогическим технологиям. 

С работой творческой группы можно познакомиться на сайте «Дистанционное обучение Белово» (https://sites.google.com/site/distbelovo).

Сегодня стоит вопрос освоения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения уже не только вышеперечисленными ОУ, а всеми школами города. Поэтому сейчас  мы послушаем  коллег, которые уже эту работу ведут, а затем наметим с вами пути дальнейшей нашей работы по освоению ДОТ и ЭО, формированию современной ИОС ваших ОУ, обеспечение выполнения закона об Образовании и реализации ФГОС.

Версия для печати Версия для печати

 
© 2004-2020, "Корпорация ИТ" ОГРН 1084202000387, С.с.=0,0937с. 193554 03